2008-07-29
В рамках проекта по разработке модельных региональных законов в области инвестиционной политики специалистами компании «ТОНАП» был проведен анализ инвестиционного законодательства регионов Российской Федерации.
Важным фактором при выборе направлений инвестиций является, помимо прочего, доверие инвестора и его понимание, видение им институциональной среды того региона, в котором планируется осуществлять инвестиционный проект. Существующая система регионального инвестиционного законодательства этого видения не дает и, напротив, отличается крайней степенью несогласованности региональных нормативных актов. В каждом регионе существуют свои виды и типы нормативно-правовых актов различной юридической силы, свои виды льгот, свой порядок осуществления государственной экспертизы проектов и различный срок гарантирования стабильности условий. В некоторых регионах законодательство хорошо разработанное, широкое, с четкими условиями, но таких регионов меньшинство.
Вторым важным недостатком, проистекающим из первого, является отсутствие комплексного подхода в системе регионального инвестиционного законодательства. Законодательные акты лишь немногих регионов дополняют друг друга и не противоречат друг другу (и иногда) и федеральному законодательству.
Третьим важным недостатком можно назвать непродуманность ряда нормативных актов, их декларативный характер, нечеткость условий льгот и правил их предоставления, или же, наоборот, чересчур строгие требования и излишние условия. Все это ведет к невозможности применения ряда льгот на практике.
Также многие меры поддержки лишь обозначены в законодательстве, но конкретные условия их предоставления и ответственные за выполнение лица не закреплены нормативно, или же указанные условия предоставления повторяют федеральное законодательство.
Четвертым важным недостатком существующей системы правового обеспечения инвестиционной деятельности в субъектах РФ является недостаточное внимание к субъектам малого и среднего бизнеса.
Все вышеназванные недостатки можно устранить в достаточно короткие сроки. Решением может выступить составление системы модельных законов в области государственной поддержки инвестиций, инновационной политики, промышленной политики, правилах проведения конкурсного отбора и государственной экспертизы, а также в области поддержки малого бизнеса.
Модельные законы не противоречат федеральному законодательству, а дополняют и развивают его положения на региональном уровне. Это позволило бы гармонизировать систему правового обеспечения инвестиционной деятельности в регионах, создав единый легко сравнимый список льгот и гарантий, указанный в нормативно-правовых актах одной юридической силы.
При этом система модельных законов послужила бы достаточно гибким инструментом, учитывающим уникальное положение каждого субъекта федерации. Учет специфики региона может быть в введении или не введении конкретного вида льготы, в размерах её предоставления и различных количественных критериях конкурсного отбора.
Таким образом, разработка и принятие регионами системы правового обеспечения инвестиционной деятельности на основе модельных законов в состоянии решить большинство недостатков существующих систем правового обеспечения и придать новый импульс роста инвестиций в регионы.